– Я прочитала в книге Александра Попова «Русский Берлин», что вы в 1996 году вложили в газетный проект около 250 000 марок. Это была по тем временам и для недавних эмигрантов астрономическая сумма. Как вы оценивали этот проект? Как авантюру или вы всё же подсчитывали риски?
– Конечно, как и любой бизнес, это была авантюра. Но для меня это имело реалистическое обоснование, поскольку русскоговорящая публика в стране была (к тому моменту более двух миллионов), язык был, запрос сформировался, а того, что потом начали называть русским информационным пространством, ещё не было. И представлялось, что современный русскоязычный еженедельник может стать перспективным проектом.
– То есть условия для выхода газеты были оптимальные?
– С одной стороны, да. Но вот что странно. В момент, когда мы приняли решение выходить, у меня вдруг возникло странное ощущение, как будто кто-то включил часы, и время пошло. Прямо отчётливо стало тикать. Я понять не мог, что меня так беспокоит. Ведь не было никаких причин! А оказалось, что параллельно с нами совершенно другая команда, и команда неплохая, занялась практически тем же самым. Но у них «не тикало», и имелся солидный инвестор, а это расслабляет; так что к моменту, когда они вышли, мы уже пару месяцев благополучно были «в эфире». Мы, помню, напечатали им поздравление – мол, без вас здесь было скучно, и это была правда, искренне.
– Как называлась та газета?
– Это была «Новая берлинская газета». Они довольно быстро ушли с рынка, но мы и сейчас с тем самым инвестором приятельствуем.
– Сейчас вам есть с кем конкурировать?
– Конкуренция серьёзная была, да ещё и будет. Я вообще-то за неё. Конкуренция, особенно в издательском бизнесе, – сверхблагое дело, но только если это подлинная конкуренция. За читателя и с помощью профессиональных средств. А у нас в своё время была конкуренция с человеком, привыкшим на родине к огромной власти, деньгам и полной безнаказанности. Он с ходу начал демпинговать, предлагать годовую подписку своего издания в 2-3, потом в 4 раза дешевле, чем у нас, а свои рекламные площади отдавать за десятую часть наших расценок. Организовал против нас более 100 беспочвенных судебных исков, все они были проиграны истцами, а люди, которых он на это уговорил, оказались в огромных долгах перед адвокатами и судами. В прошлом году после многолетней стагнации конкурент – я бы взял это слово в кавычки – бесславно покинул рынок и Германию, оставив обманутыми тысячи и тысячи подписчиков…
– А интернет вы воспринимаете как серьёзную угрозу?
– Интернет – не конкурент еженедельной газете. Он конкурент телевидению, ежедневной газете.
– Но всё-таки интернет повлиял на экономику СМИ?
– Безусловно. И нам надо постоянно понимать и чувствовать, как говорится, музыку рынка. С одной стороны, невозможно всё время поднимать цену, но и позволить себе оказаться вне рынка мы тоже не можем. Это постоянный захватывающий процесс поиска компромисса между бизнесом и творчеством. Чего только про нас не рассказывали: что нас финансируют все – от КГБ до масонов, от Израиля до Путина и Ельцина, а сейчас, понятное дело, лично Обама. Но нас кроме нашего читателя никто и никогда не финансировал. Да, у нас очень сильная маркетинговая и рекламная службы, и они настроены на то, чтобы зарабатывать деньги. Мы их подбираем таких, с абсолютным слухом на успех. С другой стороны, мы понимаем, что деньги тратить надо, во-первых, с уважением к ним, а во-вторых, с их помощью выдавать такой продукт, чтобы читатель понимал, за что платит, а рекламодатель ощутимо чувствовал отклик читателя.
– Насколько вам важно, чтобы люди в вашей команде были единомышленниками? Или достаточно чёткого выполнения профессиональных обязательств?
– Команда очень важна. Когда мы начинали, нас было 5-7, потом 15-17 человек, потом 25-30 человек. Мы были не просто единомышленниками, а одной маленькой семьёй. Я думаю, иначе у нас вообще ничего бы не получилось. Абсолютное большинство этой семьи, кстати, и сегодня, как говорится, в игре.
Знаете такие стихи?
…Нас спрашивали,
«как вы начинали?»,
Мы отвечали,
как мы начинали,
И подавали добрые надежды
Очкарики, счастливцы,
рифмачи…
– Нет, а кто автор?
– Такой сибирский поэт Анатолий Кобенков. Почему-то прихлынули эти строчки вдруг. Наверное, потому что они и о нас, о нашей команде.
Мы тогда и сейчас неразливно вместе, мы догадывались, а сейчас чётко знаем, чего хотим, мы работаем с азартом и удовольствием, и нам ещё здорово везло раз за разом. Так что мы были и остаёмся такими вот счастливцами… Тьфу-тьфу-тьфу…
Вспоминаю совершенно невероятную историю из жизни в старой редакции, ещё на Potsdamer Straße в Берлине. Когда мы туда въехали в 1996 году, в конце нашей улицы, ведущей на восток, не было ничего. Пустырь. Там не то, что нынешних небоскрёбов, даже кранов ещё не было. А мы туда из крошечного помещения переехали в роcкошное 150-метровое. Ну кайф. Начали жить, работать, но со временем поняли, что становится тесно. Спрашиваем хозяина, можно ли расшириться? А он говорит, что прямо напротив нас есть помещение, но это… похоронное бюро. А такие компании, говорит он, почти никогда не разоряются и никуда не переезжают, так что шансов у нас вроде нет. Мы приуныли. Проходит время – и вдруг новость, случилось невозможное: похоронное бюро обанкротилось! Так весь этаж стал нашим, появилась маленькая переговорная комната, в которой отмечались все праздники, все дни рождения и свадьбы. Со временем, естественно, мы начали расширяться. А потом наступил такой день, когда мы поняли, что мы ещё вроде та же семья, но уже не можем все дни рождения праздновать вместе. Не вмещаемся. Хотя наш офис вырос впятеро.
– Когда это произошло?
– Где-то одновременно с переездом в наш нынешний офис, 10-11 лет тому назад. Бизнес начал развиваться взрывообразно – стало невозможно со всеми поддерживать тот уровень близости в коллективе, какой был раньше. Те старые времена я вспоминаю с большим удовольствием. Но всё равно наша команда (и это говорят все) – по-прежнему команда единомышленников, целеустремлённая, сплочённая, очень весёлая и, конечно, молодая, яркая, успешная.
– Скажите, тогда в 90-х, у вас наверняка был выбор, куда вложить деньги. Почему вы выбрали именно издательский бизнес?
– У нас была тогда международная торговая компания, мы что-то покупали, продавали. В те времена это был довольно банальный, хоть и прибыльный бизнес. Но в нём нам было скучновато. Не видно было неба в алмазах. Думалось, вот продадим мы ещё 10 грузовиков подсолнечного масла в Россию – и что? Так что, можно сказать, воздухом новых идей мы дышали уже года полтора перед стартом газеты.
И к газете у нас была некая, скажем так, предрасположенность. В СССР я занимался журналистикой, потом у нас с братом был в Риге один из первых в стране издательских кооперативов. Но как человек, выросший в Союзе, я не мог и мечтать о собственной газете. Поэтому когда такая возможность представилась (а идею где-то ранней весной 1996 озвучил мой брат), сама мысль стала навязчивой. Было дико интересно попробовать, причём именно как бизнес.
Я помню один разговор с нашим ответсеком и моим другом Гоффом, примерно через год после выхода первого номера. Мы тогда традиционно спорили, что мы можем поставить на первую страницу и что не можем. И вдруг я как закричу: «Гофф, да это же наша газета! Мы что хотим, то и делаем! Не с кем нам это обсуждать!». И мы оба застыли, пытаясь понять, что это такое я только что сказал?!
Но ведь действительно. Не было никого, кто бы мог нам помешать. Это наша газета… Это было очень странное и прекрасное чувство. Но оно пришло не сразу.
– Почему-то мне кажется, что вы и сейчас ищете феерию в своей жизни?
– Да, я сам себе ставлю трудные задачи, но я бы сказал, что это приятные трудности. И вся наша команда настроена на всевозможные новшества. Несмотря на то что нам скоро 20 лет, а мне так уже и совсем не двадцать, на лаврах почивать никто не намерен. Устройство души такое. Я, спасибо судьбе, каждый день живу интересно. Порой в иной день думаю, что как-то уж даже слишком интересно…
Но я доволен. Я занимаюсь тем, что умею, что люблю и чувствую.
1000 знаков про Гоффа
– Вы часто упоминаете Гоффа. Это важный человек для вас?
– Гофф очень важный человек для меня и для издательства. Он гениальный компьютерщик. Когда-то мечтал делать мультфильмы. Ему нужны были деньги, он сказал, что пару месяцев у нас поработает и уйдёт. Но вот немного задержался.
Он очень много сделал для газеты. Особенно в области, скажем так, невидимых вещей. Например, он сам в 98-м году сделал компьютерную программу управления номером.
С тех пор она много раз модернизировалась, но до сих пор прекрасно справляется. В 2005 году мы встречались с нашими немецкими партнёрами, они тогда интересовались, как и что устроено в нашем редакционном электронном пространстве. А надо понимать их масштабы и возможности: их оборот тогда был 2 млрд, сейчас 2,5 млрд в год (то есть, скажем так, немножко больше нашего). Так они буквально со стульев попадали, когда обнаружили нашу программу.
При всех их возможностях их аналог сильно отставал. Только несколько компаний в мире за бешеные деньги делают такие вещи, а Гофф сделал сам, причём в чём-то даже лучше, чем делают они.
Он, конечно, человек непростой, но простые люди – они в других местах работают.
1000 знаков о «Телемосте»
Сейчас «Телемост» – это настоящий журнал внутри газеты. Хоть и печатается он не на глянцевой, а на газетной бумаге, но всё равно – это журнал. В редакции к «Телемосту» самое трепетное отношение. Любая ошибка в телепрограмме вызывает огромное количество нареканий, звонков, писем – начинается прямо сумасшедший дом тут! Два сотрудника приходят на работу по вторникам только для того, чтобы поискать ошибки в телепрограмме – и это помимо двух корректоров. Телеканалы присылают свою программу во вторник, иногда всего за пару часов до того, как она должна оказаться в типографии, поэтому подготовка программы к публикации – это очень быстрый и точный процесс, в котором одновременно задействованы 9 человек.
Вторая причина трогательного отношения к «Телемосту» – исторически-ностальгическая. Именно с телевизионной программы и началась газета, выросшая до огромного издательского дома.
– Как появилась телепрограмма в вашей газете?
– Да было наоборот – это газета появилась в телепрограмме! С точки зрения контента я понимал, что телепрограмма – это именно то, с чего можно и нужно начинать. Уже в начале 90-х многие смотрели отечественное ТВ. Ещё не было интернета, но спутники уже летали, и русское телевидение в Германии уже было. А программы-то телеканалов – не было! Сегодня в это трудно поверить, но тогда чуть ли не продавцы и сапожники находили правдами и неправдами эту программу, отксеривали и предлагали своим клиентам. Именно телепрограмма стала очень серьёзным и понятным мне экономическим стимулом.
Какие у нас тогда были источники информации здесь, в Берлине? Чем и как мы могли конкурировать с немцами? Ничем. Никак. Но вот программа нашего телевидения, это да. Это могли дать только мы и никто другой.
И сколько сил мы тогда потратили на производство этой программы! Она приходила по факсу. Её ксерили в соседнем копишопе, буквально на коленке делали, набивая текст на компьютере. Не было продвинутой компьютерной вёрстки, и я помню, как мы с Гоффом в первых номерах переносы ставили вручную. Сутками сидели в типографии. Но телепрограмму сделали, и с неё, по сути, и началась история газеты.
Первый выпуск еженедельной газеты "Русская Германия" вышел в свет 18 июня 1996 года на 16 полосах тиражом 5000 экземпляров. Его выпускала редакция из шести человек.
Сегодня совокупный тираж всех версий газеты составляет 70 тысяч экземпляров. Каждый выпуск "Русской Германии" содержит 60-72 полосы.
Газета является частью RUSMEDIA - медиагруппы, включающей русское радио, телевидение, интернет-проекты, агрегатор билетов на концерты и спектакли с объемом продаж 350 тысяч билетов в год.
RUSMEDIA Group - объединяет группу еженедельных газет «Русская Германия», «Русский Берлин». «Рейнская газета», веб-портал "Русская Германия", журнал-телегид "7+7я", Радио Русский Берлин 97.2 и ряд других медийных проектов. Участник Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП) со дня ее основания в 1999 году.
Читайте также:
Сегодня вышел в свет 1000-й номер еженедельной газеты "Русская Германия / Русский Берлин"
Обаятельно некруглая дата "Русской Германии"
День русского кино - новый проект RUSMEDIA Group