Форма vs контент: каким будет интернет через 10 лет

Информация станет взаимозаменяемой, видео — короче, а предназначение обогащенной реальности кардинально изменится. Таковы результаты простого наблюдения за циклами развития сети.

Если вы интересуетесь новыми медиа, вы, вероятно, не раз встречали комментарии дизайнеров о том, почему «плоский» дизайн сменил «объемный», почему текстуры и градиенты уступили место основным цветам и четким контурам.

Да, действительно, дело в том, что мода на простое и сложное, на современное и традиционное, на натуральное и искусственное постоянно чередуется. Но визуальная мода — только одно небольшое проявление постоянных колебаний человеческой культуры. Техника, наука, искусство, медиа, коммуникация, философия — с ними со всеми происходят примерно одинаковые циклические процессы, в них почти одновременно появляются тенденции, характерные для каждой новой эпохи.

Если рассматривать эти циклы в общих понятиях, то получается, что они являются сменой эпох контента и формы. В искусствоведении это называется чередованием монументального и орнаментального искусства. И вот сейчас наступил очередной апогей эпохи контента. Она началась примерно в 2004-2005 годах, до Украины докатилась примерно в 2007-2008 году. И сейчас уже захватила все сферы человеческой жизни.

Вот несколько примеров того, как эпоха контента изменила сеть:

  • Аккаунты на Facebook имеют единый для всех дизайн, и отличаются только контентом: текстами, фото, видео и т.д. Вспомните, какие разнообразные шаблоны существовали в LiveJournal.
  • Коммуникация в нынешних соцсетях тоже ориентирована на содержание, а не на процесс. В Facebook почти не встретишь бессодержательных иронических разговоров, которые были визитной карточкой эпохи блогосферы, а также почти отсутствует культура виртуальных личностей: вам даже могут закрыть аккаунт, если кто-нибудь докажет, что вы его ведете не от своего имени.
  • Вместо жалоб на анонимность и вседозволенность в сети, как это было в начале 2000-х, сейчас пользователи, аналитики и философы все больше разоряются о тотальной открытости ваших личных данных и опасности их контроля со стороны администраторов соцсетей.
  • В сетевые СМИ вернулась мода на тексты для чтения — так называемые long read (которые уже так и принято называть — лонгриды. — Прим. ред). Людям снова нужны хорошие истории, а не только мерцание коротких новостных брифов.
  • То же самое касается видеоконтента: вместо видеоподкастов с их формалистским клиповым монтажом, люди теперь чаще предпочитают смотреть стримы — чистый контент, почти без редакторской обработки. В нем авторское вмешательство в действительность происходит только на уровне оператора или комментатора.
  • Аудитория подустала от пользовательского контента, который с уверенным выражением лица размещают в сети абсолютные профаны. Сейчас больше доверяют профессиональным журналистским коллективам или блогам проверенных экспертов.
  • Технологии обогащенной реальности тоже сосредоточены на контенте: сообщают пользователю дополнительную информацию об объектах, которые он видит.
  • Можно приводить еще много примеров. Причем описанные тенденции проявляются не только в сети. Оффлайновая жизнь и традиционное искусство тоже сосредоточились на контенте.
  • Модные футболки серий Keep calm — это просто стандартные футболки, без специфического дизайна. Они отличаются друг от друга только надписью.
  • Музыка стала другой, по сравнению с началом 2000-х. Лучше всего это видно на примере группы «Ляпис Трубецкой»: в то время они продуцировали совершенно формалистскую попсу, а сейчас — вполне контентную музыку, при этом в обоих случаях это приносило им известность, потому что таким был запрос времени.
  • Просто сравните спецэффекты «Матрицы» с относительным минимализмом «Облачного атласа».
  • Главной темой, которая обсуждалась во время выборов в США 2000 года, был половой скандал с участием Билла Клинтона. Благодаря этому Джорджу Бушу удалось навесить на демократов ярлык разврата и победить Альберта Гора. На выборах 2012 Барак Обама и Джон Маккейн раздули темы абортов и сексуальных меньшинств, резко разделив американское общество по отношению к этим проблемам.
  • Смена эпох повлияла на рекламу. Скажем, слоганом «Макдоналдса» в начале 2000-х была фраза «I’m lovin’ it». Но уже с 2008 года компания сосредоточилась на «контенте» своих биг-маков, с фразой «What we’re made of».
  • И даже войны сегодня ведутся для создания контента — картинки, новости или репортажа. Часто стороны прилагают в войне усилий не больше, чем нужно для создания качественной картинки. И в реальных войнах контент тоже играет большую роль. Например, для украинцев один из символов нынешних военных действий на востоке Украины — ежедневная инфографика Совета национальной безопасности и обороны, на которой показаны захваченные и освобожденные территории Украины.

Мы видим, что в наше время эпохи контента и формы длятся примерно по 9-10 лет. Они сменяют друг друга не только из-за моды. Когда в течение 10 лет интеллектуалы муссировали тему информационного мусора, неэффективности поиска и донесения информации в сети — то интернет должен был отреагировать на этот запрос, и создать стройную логическую систему. А значит, через 2-3 года жизнь снова начнет понемногу становиться формалистичной, сосредоточенной на процессе и внешнем, эмоциональном эффекте. И это будет ответ на нынешний страх тотального контроля, на ощущение, что сеть становится скучной и слишком функциональной. Апогей формализма наступит, очевидно, где-то в 2023-2024 годах. Но, конечно же, это не будет простым возвращением в начало 2000-х.

Вот несколько важных факторов, которые сформируют специфику будущего периода господства формы:

  • Наложение цикла форма/контент на стандартный жизненный цикл нового медиа. А его этапы, если коротко, таковы: 1) неумение использовать преимущества новых медиа, неумение выйти за рамки приемов, характерных для старых медиа (эпоха web 1.0 в случае интернета, или, например, период в истории радио, когда для него просто начитывали в прямом эфире газеты); 2) восхищение возможностями новых медиа, немилосердная их эксплуатация (web 2.0 или концепция «акустического фильма» в радиоискусстве); 3) декларативный отказ от поднадоевших приемов, бережливость в использовании спецэффектов (эпоха web 3.0, которая уже фактически началась, или концепция «радиопьесы чистого слова»); 4) эпоха синтеза всего приобретенного ранее опыта, с одновременным зарождением следующего нового медиа (так телевидение возникло в период, когда радио прошло весь описанный выше цикл).
  • Упомянутое в предыдущем пункте новое медиа будет, очевидно, связано с распространением технологий обогащенной реальности. А значит, может возникнуть особый формат коммуникации с помощью Google Glass и других подобных гаджетов. Возможна также дальнейшая разработка технологии прямого подключения нервной системы человека к сети.
  • Дальнейшая глобализация и диффузия представителей разных этносов, носителей разных языков, в развитые государства. Окончательный переход от национальных государств к государствам, построенным на культурной и политической идентичности.
  • Нарастание напряжения между различными регионами мира, наращивание ими вооруженного потенциала.

Это только те факторы, которые заметны автору: на самом деле их, конечно, будет намного больше. Одно понятно: информация станет взаимозаменяемой. Важным будет не то, что ты сообщаешь, а как сообщаешь; первичным станет процесс общения, а не конкретные сообщения. Вот несколько трендов, которые окажутся актуальными через 10 лет.

  • Окончательно уйдут в небытие медиа, не создающие уникального дизайна для каждой публикуемой статьи. Недостаточно будет просто заливать текст и картинки в админку: в таком случае вас просто никто не будет читать.
  • Возможно возникновение чего-то вроде микровидеоблогинга: ведь у пользователей уже не будет времени смотреть новостные видео по 2-3 минуты, как мы это делаем сейчас. Специальная программа будет одну за другой демонстрировать вам записи разных авторов продолжительностью, скажем, до 14 секунд, склеивая их красивыми перебивками. Это будет похоже на анонс телевизионного выпуска новостей, который показывается в его начале. Посмотрели такие микроновости — и решили, хотите ли вы о какой-то теме узнать больше.
  • Целью обогащения реальности будет украшение ее, а не только информирование пользователя. Картинка мира в очках или за окном автомобиля сможет приобретать яркие оттенки, стимпанковый стиль или барочную пышность. Друзей можно будет заставить говорить с интонациями Воганов или Терминатора.
  • Популярными станут те сервисы, которые помогут пользователям создать их уникальный мультимедийный образ. Например, когда вы будете общаться со мной, то ваша реальность будет обогащаться не в вашем, а в моем стиле. Facebook стоит подготовиться: молодежь мгновенно пойдет в такую соцсеть, как только она возникнет.
  • Онлайн-общение снова станет неподконтрольным, хаотическим и анонимным. Культура виртуалов возродится на новом технологическом уровне. Сеть начнет, как прежде, ассоциироваться с большой клоакой, а не с бездной, которая смотрит на тебя.
  • Могут создаваться фейковые артефакты вроде подробных и реалистичных карт вымышленных миров, подобно нынешней Google Earth. Например, миров с неевклидовой геометрией.
  • Синхронный автоматический перевод — например, в виде титров в ваших очках обогащенной реальности — облегчит общение разных этносов и, возможно, поспособствует сохранению языковой и культурной идентичности многих народов. Когда важна не передача информации, а сам факт общения, — этого достаточно.
  • Вы сможете смотреть на мир глазами человека, который находится от вас за тысячи километров. Поэтому ленивые пользователи вместо реального путешествия в Прагу смогут нанять эмигранта из Донбасса, который будет ходить Пражским градом и смотреть туда, куда захочет заказчик. А сам он в это время будет лежать в кресле и попивать суррогат чешского пива. Опять форма победит реальный контент.
  • Боевые действия превратятся в войну ради войны. Важным будет процесс гибели людей, их мучения и лишения. Как во времена Первой мировой войны, когда фронт годами почти не двигался, но миллионы бойцов шли на тот свет в облаках иприта.

Все изложенное не означает, что нужно прямо сейчас хвататься за создание микровидеоблогинга или интерактивной карты Пандоры. Если сделать это слишком рано — то популярность получите не вы, а ваши преемники. И прогноз сейчас может быть только очень приблизительным. Одно понятно: мы даже представить не можем, насколько будущая эпоха будет яркой и бессмысленной, и сколько в ней будет новых возможностей.

Артем Захарченко, преподаватель, журналист, автор первого в Украине практического учебного пособия по интернет-журналистике, размышляет на страницах украинского издания Platfor.ma о том, как эпоха цифрового контента изменила интернет и весь окружающий мир, и какие тренды в медиа окажутся актуальными через 10 лет.

warp.PRO благодарит коллег из  themedia.center за любезно предоставленную возможность использовать публикации ресурса для ознакомления участников ВАРП

Прогнозы и тенденции в современных медиа читайте также:

Reuters Institute Digital News Report 2015
#WNC15: Что волнует лучших издателей со всего мира

30 июня 2015

Другие публикации

25 ноября 2016
У нынешней молодежи пост-советских стран русский язык теряет популярность и уступает английскому 
14 ноября 2016
Потому что подавляющее большинство зрителей данного телеканала — эстонцы 
17 октября 2016
Почему русские СМИ уходят из Балтии 
Фонд «Русский мир»Фонд наследия русского зарубежья