135 лет «Русской мысли»

О старейшем русском журнале Европы рассказывает его главный редактор

Русская мысль-380В эмиграции принято считать, что «Русская мысль» родилась в 1947 году. Родилась в Париже – в виде газеты, выходившей сначала два раза в неделю, но быстро ставшей еженедельной. На первой полосе первого номера красуется на видном месте, прямо под заголовком издания, логотип французского Христианского рабочего профсоюза. Будучи по содержанию своему «непрофсоюзной» и «нерабочей», «Русская мысль», видимо, таким образом, просто обозначала происхождение своего финансирования.

До войны в Европе было множество изданий на русском языке. Они часто сохраняли в эмиграции верность дореволюционным водоразделам. Несмотря на полный крах и царской России, и Февральской революции (а в эмиграции было очень много «февралистов», то есть главных виновников падения Российской империи), русская интеллигенция продолжала жить «русской жизнью» в контексте тотального отрыва от Родины. В эмиграции оказались величайшие русские писатели (Бунин, Набоков, Ремизов, Цветаева, Шмелев, Мережковский, Газданов, всех не перечислишь), мыслители (Бердяев, Шестов, Сергий Булгаков), масса художников, композиторы (Стравинский, Прокофьев, Рахманинов), музыканты, люди балета, театра и кино. Создавалось, прямо скажем, такое впечатление, что великая русская культура оказалась просто изгнанной большевиками из России.

Советские спецслужбы знали это. Знали они и о том, что многие эмигранты тосковали по Родине, маясь в парижской нищете. Они вели в Париже – столице русской эмиграции – умелую работу. С одной стороны, они продолжали сводить кровавые счеты с врагами-белогвардейцами (трагическая участь генералов Врангеля, Кутепова, Миллера свидетельствует об этом), а с другой – ухаживали буквально за знаменитостями, пытаясь убедить их вернуться на Родину, ставшую Советским Союзом. Работа эта проходила с переменным успехом, но Куприн, Прокофьев, Горький вернулись. Вернулась и Марина Цветаева, но столь трагично, что ее нельзя причислить к вышеназванным «возвращенцам». Бедная Цветаева вернулась, следуя за мужем, белогвардейским офицером Сергеем Эфроном, ставшим в эмиграции активным агентом НКВД, вроде даже убийцей.

К концу Второй мировой войны положение в русской эмиграции изменилось радикальным образом. Престиж СССР был огромен. Быть антикоммунистом или антисоветчиком обозначало во всеобщем сознании причастность к поверженному фашизму. Философ и писатель Жан-Поль Сартр коротко и ясно резюмировал положение дел, заявив, что «антикоммунисты – это просто собаки». Таким образом, нобелевский лауреат Иван Бунин стал «просто собакой» в глазах «цвета» европейской интеллигенции.

Шаховская-256Публикаций на русском языке практически не стало. Поэтому сам факт того, что Зинаида Шаховская сумела создать «Русскую мысль», является подвигом. Конечно, 1947 год был уже не 1945-м. Начиналась холодная война с присущим ей идеологическим противостоянием, в котором западные русскоязычные СМИ будут играть важнейшую роль – в первую очередь, радиостанция «Свобода», вещающая на русском языке для граждан СССР.

«Русскую мысль» в Советском Союзе не читали, или читали какие-то единицы, но она тоже являлась важным участником идеологической войны. Не следует забывать, что послевоенное время было временем великого влияния СССР. Многие белые эмигранты стали советскими патриотами. Десятки, а может и сотни семей поддались пропаганде и уехали жить в СССР. Поразительно то, что среди послевоенных «возвращенцев» были «отпетые» антисоветчики, враги большевиков, министры врангелевского правительства, которые ехали, тем не менее, в «Совдепию» с женами и детьми. Вот в каком непростом политическом и идейном контексте создавалась «Русская мысль», в ее послевоенном эмигрантском варианте.

Нельзя здесь не заметить того, что Зинаида Шаховская, несмотря на ее великие и неоспоримые заслуги, не сама придумала столь замечательное название. «Русская мысль» существовала задолго до пресловутого 1947 года, и не во Франции, а в России.

Русская мысль_группое фото-530«Русская мысль» была литературно-политическим журналом, выходившим ежемесячно в Москве с 1880 года. Создателем издания был известный журналист и издатель Вукол Михайлович Лавров. Журнал придерживался левых тогда взглядов умеренного конституционализма – идеи, из которой вырастет позже партия кадетов (конституционных демократов). Можно, наверное, сказать, что судя по числу подписчиков, которое доходило до 14 тысяч, это был один из самых распространенных толстых журналов в России.

После революции 1905 года журнал стал более правым, оставаясь при этом кадетским. «Русская мысль» горячо поддержала Февральскую революцию, однако Октябрьскую журнал воспринял как катастрофу для страны. Кадеты считали большевиков узурпаторами.

В дореволюционной «Русской мысли» публиковались произведения Лескова, Данилевского, Чехова. «Русская мысль» с одинаковой готовностью предоставляла свои страницы как защитникам «марксизма» и «экономического материализма», так и «народникам», а также писателям, старающимся примирить эти оба направления. По теперешним понятиям, издание было, скорее всего, «центристским».

Из беллетристов и поэтов в «Русской мысли» помещали свои произведения М. Горький,  В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, Д. Мережковский. Многолетним сотрудником «Русской мысли» был Бунин.

Решительный перелом происходит в 1907 году. Журнал меняет курс, приобретает новых авторов и становится интеллектуальным лидером русской либерально-демократической журналистики и органом религиозной общественности, либеральной оппозиции, проводит идеи конституционализма, правового государства, общественной мобилизации для реформирования русской жизни. В философском отношении «Русская мысль» этих лет культивировала идеализм и богоискательство, став органом русского религиозного Ренессанса. Критика журнала в это время отказывается от социологизма и ориентирована на анализ духовных начал искусства. Виднейшие сотрудники предреволюционных лет «Русской мысли» – С. Булгаков, А. Изгоев, С. Франк, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Гершензон, З. Гиппиус, Д. Мережковский и др.

Издание было закрыто большевиками в 1918 году как буржуазный орган печати. Под этим предлогом большевики закрывали все неугодные им публикации. Став эмигрантским изданием, журнал печатался сначала в Софии, потом в Праге и позже в Париже, где он просуществовал худо-бедно до 1927 года.

После закрытия издания большевиками, возглавлявший ее в эмиграции П. Струве объединил в журнале кадетов с монархистами. Может быть, это абсурдное по сути объединение и привело к концу существование «Русской мысли» в 1927 году.

Гинзбур-256Возрождение «Русской мысли» в виде газеты произошло ровно через двадцать лет после закрытия исторического дореволюционного издания.

У «Русской мысли» 1947 года было уже меньше интеллектуальных ресурсов, чем до революции или даже до Второй мировой войны. Многие исторические авторы умерли.  Среди тех, кто продолжал печатать свои тексты в «РМ», были И. Бунин, Зайцев, Н. Берберова, Г. Газданов. В чисто, скажем так, эмигрантском виде, газета просуществовала до начала 1970-х годов.

С началом правозащитного движения «Русская мысль» превратилась в главный печатный орган «диссидентов». В состав редакции вошли уже представители третьей волны эмиграции, советские люди, известные правозащитники, такие как Александр Гинзбург. После кончины Зинаиды Шаховской «Русскую мысль» возглавила приближенная к Солженицыну и Папе Римскому Иоанну-Павлу Второму Ирина Иловайская-Альберти, которая руководила газетой вплоть до перестройки и краха СССР.

Иловайская-380После исчезновения идеологического врага финансирование «Русской мысли» американцами прекратилось. Начались трудные времена. Исторический офис в одном из самых фешенебельных районов Парижа закрылся, практически все сотрудники были уволены.

Все эти пертурбации привели в конце концов к нынешним временам. Временам непростым, ибо с одной стороны русских в Европе много как никогда, а с другой – новоприезжим название «Русская мысль» ни о чем не говорит, а история эмиграции для них просто чужда. Антисоветская, скажем так, идентичность издания тоже сегодня неупотребляема, ибо у нас нет никакого идеологического противостояния с российской постсоветской властью.

Наша роль, а она непроста, заключается в укреплении, распространении, популяризации новой «Русской мысли». То есть общеевропейского русскоязычного издания, которое объединяет нас вокруг общей идеи. Идеи свободы и демократии, идеи сближения Евросоюза и России, идеи нашего общего европейского дома – от Атлантического океана до Тихого.

Журнал "Русская мысль" считает себя историческим продолжением литературно-политического журнала-ежемесячника, основанного в Российской империи в 1880 году, запрещенного большевиками в 1918 году и издававшегося после этого в Софии, затем Праге и наконец в Париже до 1927 года. С 1947 года в Париже издавалась еженедельная газета "Русская мысль". В 2008 году газета переезжает в Лондон, а в 2011 году изданию был возвращен оригинальный журнальный формат.
"Русская мысль"  - участник Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП) со дня ее основания в 1999 году.
Выступила национальным организатором IX Всемирного конгресса русской прессы, который состоялся в 2007 году.
16 декабря 2015

Другие публикации

25 ноября 2016
У нынешней молодежи пост-советских стран русский язык теряет популярность и уступает английскому 
14 ноября 2016
Потому что подавляющее большинство зрителей данного телеканала — эстонцы 
17 октября 2016
Почему русские СМИ уходят из Балтии 
Фонд «Русский мир»Фонд наследия русского зарубежья