Видео будущего будет вертикальным?

Сегодня первый и главный экран — это экран мобильного телефона. И это определит многое

Сегодня первый и главный экран — это экран мобильного телефона. Его держат в руке, прямо перед собой. В итоге все страницы предстают перед нами в вертикальном виде. И это не так незначительно, как кажется! Потому что любой контент, изначально созданный для горизонтальных экранов (ПК, телевизора) необходимо адаптировать (для вертикального показа — прим. пер.). У медиа как рекламных площадок, кажется, нет особого выбора; они подстраиваются под этот формат, который постепенно закрепляется как общепринятый, или в полной мере используют его преимущества, разрабатывая материалы, изначально ориентированные на вертикаль. Даже Франсуа Олланду пришлось освоить Snapchat (это правда и это весело; Олланд подался туда ради общения с молодыми избирателями, французская пресса пишет, что он первый действующий глава государства и первый французский политик в Snapchat — прим. пер.)

Но хотя для многих это уже случившаяся революция, некоторые более упрямые участники рынка всё же дают нам право оспорить статус вертикального экрана как формата будущего.

Вертикальный поворот

Влияние смартфонов на дизайн сайтов очевидно, по большей части сайты сегодня сделаны так хорошо (всё чаще и чаще в рамках адаптивного, responsive дизайна), что мы забываем о трансформации, которая остается как бы «за кадром». Но есть ещё проблемный контент — видео.  Так что каждый раз, когда мы обсуждаем вопросы вертикального показа, в центре внимания оказывается именно оно. И неспроста, ведь, как мы недавно писали на Méta-Media, «более 50% всего видео в сети к концу 2015 года будут смотреть с мобильных». Вот проблема: вертикальный экран смартфона против традиции горизонтального видео. (Хотя, бесспорно, вертикальное видео постепенно отвоёвывает свою территорию…)

В этом году это противостояние обострилось, когда целый ряд крупных игроков рынка перешёл на вертикальное видео. Приложения Meerkat и Periscope, разработанные для съёмки и просмотра видео в прямом эфире, немедленно выбрали вертикальный формат (хотя сегодня Periscope позволяет снимать и горизонтально). Такой формат также популяризировало любимое приложение молодёжи Snapchat, также разработанное под вертикальное видео. Этот выбор его создатель Эван Шпигель (Evan Spiegel) объяснил изданию L’Obs так: «Горизонтальное видео на мобильном телефоне занимает лишь малую часть экрана, если только его не перевернуть […] Для нас приоритетом было занять весь экран, поэтому мы выбрали вертикальное видео».

Гранды медиа вроде MTV, National Geographic или CNN тоже уже совершили вертикальный разворот, создавая видео для Snapchat Discover. И другие медиа уже последовали за ними. Этим летом, например, многие СМИ начали выпускать вертикальные видео по образцу Business Insider, The Daily Mail или The New York Times. Немецкая ежедневная газета Bild только что запустила телепрограмму в вертикальном формате (франц), как и швейцарская сеть Léman Bleu.

Мир рекламы пытается двигаться туда же, вслед за Audi, уже выпустившей первый рекламный ролик в вертикальном формате к автогонке «24 часа Ле-Мана». Вертикаль, похоже, вдохновляет и мир искусства. Корейская хип–хоп–команда Epik High сняла первое вертикальное музыкальное видео (Born Hater; настоятельно рекомендую послушать — прим. пер.). В Аргентине снимают первый игровой фильм строго в вертикали (трейлер «Все звёзды мертвы» можно посмотреть на Vervid, это такой Youtube для вертикального видео). Пока одни снимают вертикальное кино, другие проводят событие, ему посвященное: Фестиваль вертикальных фильмов (первый прошёл осенью 2014 года, второй планируется в этом году — прим. пер.). Становится ли «вертикаль» полноправным жанром кинематографа?

Что говорят сторонники вертикали?

Среди аргументов сторонников поворота на 90 градусов выделяется такой: на полном экране (когда телефон держат вертикально!) картинка более мощная, а чувство погружения в видео более сильное. Но для основателей Vervid всё проще и интуитивнее — всё дело в эргономике смартфона.

«Вертикальный формат изобрел не Snapchat, как, впрочем, и не мы в Vervid. Всё дело в смартфоне, в его эргономике, в том факте, что мы именно так держим телефон 94% времени! Мы снимаем видео как фотографии — вертикально», — пишет команда в своём блоге.

Амели Буше (Amélie Boucher), автор книги «Эргономика сети», которую цитирует L’Obs (франц), считает, что это уже даже не вопрос: «Мы читаем газету, переходя по страницам слева направо, но интернет видим вертикально. Можете представить, что листаете Facebook, Instagram или LinkedIn по горизонтали? Человеческий большой палец так устроен, что нам гораздо проще совершать движения сверху вниз, чем по горизонтали».

А в лагере горизонтальщиков как?

У защитников горизонтали, часть которых присутствовали на ноябрьском заседании Social Media Club в Париже, наиболее часто встречающийся аргумент — критика эстетики видео, когда то переходит с мобильных устройств на другие экраны. Многих раздражают видео в рамке из двух чёрных полос на YouTube или при использовании любительских кадров в теленовостях (что сегодня встречается всё чаще и чаще). Телеканалы часто предпочитают видео с эффектом размытия вместо полос, который как бы увеличивает изображение.

Кроме технического вопроса есть и содержательный. Донован Грандин (Donovan Grandin), глава UX в Digitas LBi France на заседании Social Media Club заявил: «Есть много проектов, в которых вертикальный формат не сработает» — например, в случае использования карты мира. По его словам, разделение портретного и пейзажного формата возникло неслучайно: у вертикальной съемки есть свои ограничения, связанные именно с её предметом.

Даже Джон Уэйли (John Whaley) из Vervid, сторонник «вертикали», всё же признает, что иногда лучший выбор — это горизонтальный формат. Как сказал Уэйли в интервью L’Obs, «люди — существа вертикальные. Мы выше, чем шире. Для пейзажей лучше подходит горизонтальный формат, но для съёмки людей разумно выбирать вертикаль».

Защитники горизонтального видео приводят ещё один аргумент: тошнота. Хотя он может показаться преувеличенным и вызвать улыбку, всё серьёзно: нестабильное, «трясущееся» видео в вертикальном формате может вызвать у зрителя тошноту — или, как минимум, неприятные ощущения.

Журналист и консультант Филипп Кув (Philippe Couve) объясняет этот принцип (франц): «Наши глаза находятся по разные стороны от носа, а не один над другим. Наш естественный формат зрения — 16:10. Формат 16:9, который быстро распространил Голливуд, хорошо подходит к строению нашего тела».

Кое–кто принимает вопрос настолько близко к сердцу, что снимает целые ролики для того, чтобы с юмором выразить свою любовь к горизонтальному видео. Например, ролик «Синдром вертикального видео» собрал на YouTube уже более 7 миллионов просмотров. Надо, конечно, учитывать, что любое видео может занимать весь экран, если его, экран, просто повернуть на 90 градусов. Так, вероятно, родилась идея ролика «Поверни телефон на 90 градусов», вот выдержка из него:

Я прошу тебя, просто свой телефон поверни /
Ты увидишь далекие дали /
В горизонтали //
Разве не видишь, это совсем не так трудно /
А то я разнесу к чертям тебе колено //

Для тех же, кто просто не может выработать такой рефлекс, приложение Horizon автоматически будет снимать видео в горизонтальном формате, как бы вы ни держали телефон.

warp.PRO благодарит коллег из  themedia.center за любезно предоставленную возможность использовать публикации ресурса для ознакомления участников ВАРП

 

Прогнозы и тенденции в современных медиа читайте также:

12 тяжелых истин о медиа в мобайле
Vox — о превращении изданий в информагентства
Paywall: краткое руководство к действию
Reuters Institute Digital News Report 2015
Форма vs. контент: каким будет интернет через 10 лет
#WNC15: Что волнует лучших издателей со всего мира

27 января 2016

Другие публикации

25 ноября 2016
У нынешней молодежи пост-советских стран русский язык теряет популярность и уступает английскому 
14 ноября 2016
Потому что подавляющее большинство зрителей данного телеканала — эстонцы 
17 октября 2016
Почему русские СМИ уходят из Балтии 
Фонд «Русский мир»Фонд наследия русского зарубежья